[лат. Iulius, Iulianus; итал. Giulio, Giuliano] (IV-V вв.?), преподобные (пам. 21 июня; пам. греч. 19 мая, пам. зап. 7, 9 и 31 янв.), почитаются как просветители Сев.-Зап. Италии.
. Основным источником сведений об Иулии и Иулиане является Житие (BHL, N 4557-4558), сохранившееся в неск. версиях. В кон. XV в. Б. Момбриций опубликовал вариант Жития, находившегося в базилике св. Иулия на оз. Орта (обл. Пьемонт, Италия) (BHL, N 4557). Болландисты издали текст, обнаруженный в картузианском монастыре в Кёльне (BHL, N 4558). Сравнив опубликованные версии с текстами из 5 рукописей из Новарского еп-ства, К. Фузи пришел к выводу, что речь идет об одной редакции Жития, подвергшейся в рукописной традиции незначительным изменениям.
Уже в XVII-XVIII вв. у исследователей были разногласия относительно датировки Жития и достоверности приведенных в нем сведений (Fusi. 1901. P. 97-98). По мнению историка Дж. Джулини, Житие было составлено вскоре после кончины Иулия для его канонизации. Л. Котта и А. Бонини указывали на то, что первые агиографические произведения в Новарском еп-стве были написаны лишь в VIII в. По мнению исследователей, Житие Иулия и Иулиана было написано одновременно с Житием св. Гауденция, созданным при еп. Льве (нач. VIII в.). Однако еп. Карло Баскапе († 1615) заметил, что в нек-рых рукописях Жития содержится приписываемое Иулию пророчество о гибели Миланского диак. св. Ариальда († 1066), и это указывает на более позднюю датировку. Фузи пришел к выводу, что Житие в существующем виде возникло не ранее 2-й пол. XI в., однако следы дополнений и переработок текста позволяют датировать первоначальную редакцию более ранним временем (Idem. P. 100). Фузи указал на то, что в рукописных хранилищах Новарского еп-ства сохранились др. редакции Жития: краткое Житие Иулия в легендарии XI в. и 2 кратких Жития Иулиана в рукописях XII (опубл.: Idem. P. 224-225) и XIV вв. Все они являются сокращениями пространной редакции и, т. о., относятся к более позднему времени (Idem. P. 100-101). Ф. Ланцони отметил, что в Житии св. Вигилия, еп. Тридента (ныне Тренто) (BHL, N 8602-8603), составленном в VI-VIII вв., говорится о некоем пресв. Иулиане, помогавшем Вигилию в проповеди христианства. Указав на упоминание о-ва св. Иулиана (не Иулия) в «Истории лангобардов» Павла Диакона (кон. VIII в.), Ланцони предположил, что в действительности в IV в. существовал лишь один проповедник, к-рого могли звать либо Иулий, либо Иулиан. Лишь в поздней агиографической традиции возникло представление о том, что в Сев.-Зап. Италии действовали 2 брата-проповедника со схожими именами. Это мнение осторожно поддержал И. Делеэ в комментарии к Римскому Мартирологу. Исследователи 2-й пол. XX в. предлагали широкие датировки существующей редакции Жития Иулия и Иулиана от VII в. (Rossetti. 1972) до 2-й пол. XI в. (Bognetti G. P. S. Maria foris Portas di Castelseprio e la storia religiosa del Longobardi // Idem. L'età longobarda. Mil., 1966. T. 2. P. 352), однако с бóльшим доверием относились к сведениям Жития, т. к. археологические раскопки подтвердили почитание святых в раннее средневековье. Мнение о том, что в Житии могут содержаться достоверные сведения о христианизации Сев.-Зап. Италии в кон. IV в., укрепилось после обнаружения текста более ранней редакции Жития в рукописи из собрания базилики св. Виктора в Интре (ныне в черте Вербании) (Intra. Bibl. capit. 12(10). Fol. 17v - 25r; опубл.: Frigerio, Pisoni. 1988). Исследователи указывали на то, что помимо фантастических эпизодов сведения Жития в целом соответствуют данным о гос. поддержке проповеди христианства во 2-й пол. IV - 1-й пол. V в. (Cantino Wataghin G. La conversion de l'espace: Quelques remarques sur l'établissement matériel chrétien aux IVe-Ve siècles, d'après l'exemple de l'Italie du Nord // Clovis: histoire et mémoire. P., 1997. Vol. 1: Clovis et son temps, l'événement / Éd. M. Rouche. P. 129-131). Сведения о жизни Иулия и Иулиана до прибытия к имп. Феодосию I Великому являются легендарными, на что указывает наличие нек-рых подробностей («мирмидонское» происхождение братьев, путь из Мирмидонии по р. Истр (Дунай) и др.). Однако данные об имп. указе, согласно к-рому местные власти должны были оказывать братьям полную поддержку в проповеди христианства, могут быть достоверными. Христианизация местности вокруг оз. Орта, вошедшей в состав Новарского епископства, в IV-V вв. подтверждается данными раскопок. Упоминания о сенаторе Ауденции, занимавшем важную адм. должность, в др. источниках отсутствуют, однако сенатор мог быть связан с двором Феодосия Великого, к-рый находился в Медиолане (ныне Милан).
открывается риторическим прологом и сообщением о том, что «св. Иулий со своим братом Иулианом, как утверждают, родились в Мирмидонии» (локализация легендарной Мирмидонии в античных и средневековых источниках условна; подразумевается, что святые вост. происхождения). После того как Иулий был рукоположен во пресвитера, а Иулиан стал диаконом, братья вели аскетический образ жизни. Однако православных начали преследовать еретики, поэтому братья отправились к имп. Феодосию Великому, к-рый принял их с почестями как гонимых за веру. Иулий и Иулиан попросили императора дать им указ (littera sacra) с разрешением на проповедь христианства и искоренение язычества. Получив желаемое, святые направились в Рим, где поселились в Аква-Сальвия (под этим названием в средние века была известна местность возле мон-ря св. Анастасия у Трех источников (ныне Тре-Фонтане)). Совершив там ряд чудес, братья прибыли в обл. Лаций, где проповедовали христианство и построили много церквей. Об уходе Иулия и Иулиана из Лация прямо не говорится, однако далее в Житии описываются чудеса, совершенные святыми в Сев.-Зап. Италии (в т. ч. наказание обманщиков, выдававших своего друга за мертвеца, и исцеление человека, отрубившего себе палец). В сел. Гаудиан (ныне Гоццано) святые основали 99-ю церковь, предназначенную для их погребения. Иулиан остался в Гаудиане для сооружения церкви, а Иулий отправился на поиски места для основания 100-го храма. Выбрав для этой цели о-в на совр. оз. Орта (ныне о-в Сан-Джулио), он переправился туда, расстелив на воде свой плащ. Изгнав с острова обитавших там змей, Иулий начал строительство церкви во имя апостолов Петра и Павла. Впосл. Иулий посетил Гаудиан, где стал свидетелем кончины брата и похоронил его в построенной им церкви. Незадолго до смерти Иулия на остров прибыл сенатор Ауденций, наместник императора, который предложил святому помощь. Иулий предсказал сенатору скорую смерть и погребение на острове. Возражая ему, Ауденций сказал, что приготовил себе гробницу в Медиолане. Вскоре после отъезда сенатора Иулий преставился (31 янв.). Его преемником стал пресв. Илия. Не достигнув Медиолана, Ауденций скончался в возрасте 32 лет. Из-за трудностей при доставке тела в город слуги вернули его на остров и Илия захоронил его близ могилы Иулия (26 нояб. или 7 дек.). В завершающей Житие похвале святым упоминается о чудесных исцелениях, происходивших у могилы Иулия.
Данные раскопок позволили уточнить историю церквей, основанных Иулием и Иулианом. На о-ве Сан-Джулио были обнаружены следы оборонительных сооружений V-VII вв., которые можно отождествить с укреплением, построенным в кон. V в. Новарским еп. Гоноратом (Bertani. 2003. P. 249-250). Вероятно, на острове находилась резиденция Новарских епископов. Это подтверждается находкой эпитафии еп. Филагрия, погребенного на острове в 553 г. (Savio. 1898. P. 251-252; Bertani. 2003. P. 250-251). Внутри укрепления находилась церковь, фрагменты к-рой были повреждены при раскопках в 1697 г. с целью обретения мощей Иулия. Сооружение церкви относится к кон. V или к 1-й пол. VI в. Во 2-й пол. VI в. территория Новарского еп-ства была захвачена лангобардами, на острове была размещена резиденция лангобардского герцога. В соч. «Происхождение лангобардов» (VII в.) упоминается герц. Мимульф, живший на о-ве св. Иулия или св. Иулиана (разночтения в рукописях - insula sancti Iulii/Iuliani (Origo gentis Langobardorum. 6 // MGH. Scr. Lang. P. 5)). В кон. VIII в. Павел Диакон сообщал о том, что Мимульф поднял восстание против кор. Агилульфа и в 591 г. был казнен по обвинению в сотрудничестве с франками (Paul. Diac. Hist. Langobard. IV 3). В письменных источниках упоминания о крепости встречаются в источниках с X в. В 962 г. остров, на к-ром укрылась Вилла, супруга кор. Беренгария II, после продолжительной осады был захвачен войском герм. кор. Оттона I (c 962 император). Существующая базилика св. Иулия (3-нефный 3-апсидный храм с криптой) построена в кон. XI-XII в. в стиле ломбардской романики. В крипте базилики хранятся мощи Иулия, обретенные во время раскопок 1697 г.
В Гоццано была исследована ц. св. Лаврентия, где, по преданию, был похоронен Иулиан (Pantò, Pejrani Boricco. 2001. P. 42-48). Были обнаружены фрагменты храма кон. V - нач. VI в., возведенного над почитаемой гробницей, вероятно, принадлежавшей Иулиану. К VII в. относятся богатые лангобардские захоронения. Однако в VIII в. церковь пришла в упадок. Вероятно, при еп. Кадульте (882-891) мощи Иулиана были перенесены в новую церковь в укреплении Гоццано. В 919 г. кор. Италии Беренгарий I разрешил еп. Дагиберту устраивать в Гоццано еженедельную ярмарку, а также празднество в день памяти Иулиана 24 окт. (вероятно, в этот день совершалась память перенесения мощей святого). Поскольку старый храм с гробницей Иулиана был заброшен, в 1141 г. еп. Литифред поручил восстановление церкви группе мирян и освятил ее в честь св. Лаврентия (Le carte del capitolo di Gozzano. 1913. P. 1032-1033). К этому времени относится возведение апсиды - наиболее ранней части существующего здания. Новый храм, построенный в IX-X вв. внутри укрепления Гоццано, был посвящен Иулиану. Существующее здание базилики св. Иулиана построено в XI в. и переделано в XVIII-XIX вв. В крипте базилики хранятся мощи Иулиана.
в средние века широко распространилось в Сев. Италии. Иулий почитался как защитник от змей и волков, а также как покровитель каменщиков. Он считается небесным патроном Орта-Сан-Джулио и Альтавилла-Монферрато, а Иулиан - Гоццано (обл. Пьемонт, Италия).
В перечне миланских святых кон. XIII в. (Notitia sanctorum Mediolani) содержится краткая Похвала Иулию, а также указаны 14 посвященных ему церквей на территории Миланского архиеп-ства. Проприи мессы и оффиции Иулию и Иулиану содержатся в рукописных и печатных литургических книгах амвросианского обряда XIV-XVI вв., которые использовались во многих епископствах Сев. Италии (Fusi. 1901. P. 102-103).
День памяти Иулия и Иулиана (иногда одного Иулия) 31 янв. указан в ряде средневек. календарей (ActaSS. Ian. T. 2. P. 1100). В XVI в. кардинал Цезарь Бароний включил в Римский Мартиролог под этим днем только память Иулия. Ф. Феррари в «Каталоге итальянских святых» упоминает Иулиана под 7 янв. В настоящее время память Иулия отмечается 31 янв. (в Орта-Сан-Джулио), Иулиана - 7 (в Новаре) и 9 янв. (в Новаре и Орта-Сан-Джулио) (Duemila anni di santità in Piemonte e Valle d'Aosta / Ed. A. Ponso. Cantalupa, 2001. P. 92, 450).
Свт. Димитрий Ростовский поместил в составленных им Четьях-Минеях под 21 июня сказание об Иулии и Иулиане, основанное на опубликованном болландистами Житии этих святых.
В нач. XXI в. по инициативе К. Стаматиса святых стали почитать на о-ве Эгина, основанное на отождествлении Эгины с родиной святых - легендарной Мирмидонией. В 2008 г. в сел. Пахья-Рахи была освящена ц. во имя Иулия и Иулиана. Память святых на Эгине празднуется 19 мая. В «Синаксарист» Агафангела, еп. Финарийского, памяти Иулия и Иулиана внесены в соответствии с зап. календарями - 7 и 31 янв. (᾿Αγαθάγγελος, ἐπ. Θαναρίου. Συναξαροστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2004. Τ. 1: ᾿Ιανουάριος. Σ. 102-103, 360).